Учебная работа>>>Экскурсии >>>Осень, Зима, Весна

Экскурсия
«Зимние  явления в жизни растений и  животных»

Цели экскурсии:

Образовательная: знакомство учащихся с приспособленностью растений и животных  к перезимовке;

Развивающая: ¨ развитие практических умений и навыков распознавания  древесных и кустарниковых форм  по силуэтам, коре , почкам, плодам ;  ¨умений читать следы жизнедеятельности животных; навыков проведения самостоятельных наблюдений в природе;  умений исследовательско-практической работы и  элементов творческой деятельности;

Воспитательная: ¨воспитание бережного отношения к природе;
¨ эстетическое воспитание учащихся на примере красоты зимнего леса.

 

Оборудование: блокноты, карандаши, ручные лупы, бинокли,  фотоаппараты, пакеты.

Место проведения: Лес
Время проведения: февраль.

 

Проведение экскурсии: 

Экскурсию начинают с вводной беседы. Находясь в  зимнем  лесу , учитель обращает внимание, что зима- удивительно красивое время года.,

 Чародейкою-зимою

Околдован  лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

                                          ¨Ф.  Тютчев.

Затем учащимся предлагается описать зимний пейзаж. В беседе выясняем,  что по календарю зима начинается 1 декабря. Астрономическим началом зимы является 22 декабря(самый короткий день и самая длинная ночь). По народному календарю-замерзание рек и выпадение снега , его сохранение.

       Очень важно обратить внимание  учащихся на тишину зимнего леса, безлистное  состояние деревьев, на то , что все словно остановилось, замерло. Однако жизнь растений с наступлением зимы не  прекращается. Это безмолвное состояние называется зимним покоем, когда все биологические процессы, особенно ростовые, сведены к минимуму.

     Необходимо научить школьников различать деревья и кустарники зимой по их почкам, цвету коры и силуэтам. У березы, осины, тополя почки  на побегах расположены поочередно; у сирени, калины,  бузины-супротивно. Почки бывают сидячие(ива, сирень, рябина) и на ножках(ольха). Они могут отличаться по запаху, ароматно пахнут почки черемухи, тополя, неприятно –у бузины. Почки тополя клейкие, а у  рябины они опушены.

       Зимой деревья отличаются по расположению ветвей, форме кроны, что формирует силуэт дерева. У березы поникшая форма кроны, поскольку боковые побеги обычно свисают вниз, у липы –овальная, боковые ветви отходят от ствола под углом вниз, а на концах ветви приподнимаются. Окраска коры деревьев тоже отличается. У липы она темная, почти черная с мелкими трещинками в виде узких полосок, а у дуба –с  глубокими трещинками-бороздками. У тополя кора молодых побегов серо-зеленого цвета, а на старом стволе-серо-бурая.

     Жизнь животных зимой также не замирает.

       В первую очередь  обращают на себя внимание птицы. В лиственных лесах часто встречаются  сороки, поползни,  различные виды синиц: большая,  лазоревка, московка,  буроголовая гаичка. В хвойных лесах нередко попадается большой пестрый дятел, его кузницы и обработанные им шишки.

      Млекопитающих увидеть гораздо труднее, однако следы их присутствия можно наблюдать. На опушке леса обычны  следы зайца-русака и его лежки, около деревьев и пней   активную жизнь ведут  серые полевки и землеройки. На снегу хорошо видны их следы. На этих же участках могут  встречаться следы волка, лося, кабана.

       После беседы учитель предлагает учащимся выполнить задания в  группах.

«Ботаники»(6-7 класс)

¨Определите  виды деревьев по их силуэтам; установите, ветки и кору  каких деревьев и кустарников предпочитают животные зимой в качестве корма.

¨Рассмотрите многолетний побег тополя ,определите его возраст путем подсчета почечных колец.

¨Определите , какие деревья и кустарники распространяют свои семена зимой.

¨Соберите и рассмотрите сохранившиеся  на растениях плоды и семена, отметьте  разнообразие приспособлений к распространению.

¨Найдите и рассмотрите  шишки и семена хвойных пород.

«Зоологи»(7-8 класс)

¨Определите виды птиц по внешнему  облику, понаблюдайте за их поведением.

¨Установите по следам на снегу активных в зимнее время животных.

¨Зарисуйте  отпечатки их лап.

¨Найдите на деревьях гнезда грачей, сорок, воробьиных, составьте представление об основных  чертах их устройства   у разных видов пернатых.

¨Соберите  попадающиеся следы деятельности животных: обработанные шишки, погрызы ветвей .

«Экологи»(9-10 класс)

¨Выясните адаптации разных видов растений и животных к перенесению суровых  зимних условий: какую  экологическую роль  играет  сбрасывание листьев; какие изменения  происходят у растений зимой в обмене веществ; ; какие черты строения и поведения дятлов и клестов позволяют им питаться семенами шишек и вести зимой  активную жизнь;

¨Какие физиологические особенности строения и  образа жизни позволяют  быть  в зимний период активными  мышевидным грызунам , зайцам, белкам, кабанам.

¨Какие экологические акты и действия необходимо проводить зимой, чтобы облегчить жизнь животных.

«Фотографы»(10-11 класс)

Фотосъемка  «Зима в лесу ».

После экскурсии: Оформление стендов  «Способы распространения семян зимой», «Вредители леса зимой»,   «Зимняя природа в произведениях  художников, поэтов и писателей», оформление фотоальбома «Зима в лесу».