Учебная работа>>>Экскурсии >>>Осень, Зима, Весна

«Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства».

                                                                                  П. И. Чайковский

Экскурсии в природу

 Ты, человек , любя природу,

 Хоть иногда ее жалей,

 В увеселительных походах

 Не растопчи ее полей,

 В вокзальной сутолоке века

 Ты оценить ее спеши –

 Она твой давний , добрый лекарь

 Она союзница души.

 Не жги ее напропалую

 И не исчерпывай до дна,

 И помни истину простую –

 Нас много, а она одна.

 В. Шефнер

 

Экскурсии в природу – информационно богатая форма изучения реальных объектов  живого.    Знания , полученные на основе самостоятельной работы школьников во время экскурсии, наиболее полно удерживаются в памяти: «Мало видеть -  нужно уметь смотреть» (М. Н. Скаткин). Практически все экскурсии в природу носят комплексный характер, последовательно  раскрывая взаимосвязь в системе человек – природа – общество.

На экскурсии есть возможность близко познакомиться с представителями растительного и животного мира, понаблюдать за ними в естественной обстановке.

Экскурсии закрепляют и углубляют знания учащихся, знакомят с живой природой и сельскохозяйственной практикой. Они дают возможность приобрести необходимые навыки полевой работы, изучить основные методы  наблюдений и  исследовательской работы в природе,  принять непосредственное участие в мероприятиях по оценке состояния и сохранению природной среды.

Чем хороши биологические экскурсии? Это время , которое посвящается общению с природой.  Очень важно , чтобы ребенок на прогулке  или  по дороге в школу замечал ,что делается вокруг. Этому могут научить экскурсии в природу , проводимые   под руководством учителя биологии.

Экскурсии во  внеклассной  работе предполагают участие школьников в :

- походах – поиск новых знаний в изучении естественных биогеоценозов;

-исследовательских  экспедициях  в  природу с определенными целями, объектами изучения;

-имитационных играх.

Одна из задач экскурсий – показать  как ранима природа. Человек  обладает огромной технической силой. Дети должны усвоить ,что силу надо применять умеючи  .  Биологически грамотный человек сохранит природу, только на любящих и заботливых людей могут рассчитывать и лягушка и заяц.

Живое общение с природой стимулирует интерес школьников , которые должны не только смотреть , но и делать выводы из увиденного. Для закрепления полученных знаний необходимо еще и проведение наблюдений в лабораторных условиях. Наблюдение в природе дают хорошую подготовку и возможность определиться в выборе профессии.

Педагогический эффект экскурсий возможен при соблюдении дидактических требований к их построению и проведению: преемственность, последовательность и систематичность. Одна экскурсия дополняет и развивает содержание другой. Целесообразно проводить экскурсии по одним и тем же маршрутам, наблюдая за растениями    и животными  одних и тех же видов, их местообитанием в разные сезоны года.

В помощь учителю

                          Дуб  

 Римляне называли дуб  «кверкус», что означает красавец.

У древних  дуб был священным, считалось, что шум его ветвей предсказывал судьбы людей. И  римляне и греки  венком из дубовых листьев отмечали отважных людей , совершивших подвиг, а ветвь дуба указывала на его могущество.

Самым старым в Европе считается Стельмужский дуб .Он растет в Литве, и его возраст – 2000 лет.

                          Береза

Береза-  единственное в мире дерево ,имеющее белую кору. Объясняется  это тем , что в ней содержится  бетулин. Береза- дерево –пионер .Она заселяет заброшенные земли - пашни, откосы у дорог ,вырубки и гари.

О березе раньше говорили: ее первое дело – мир освещать , второе дело – крик утешать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело –чистоту соблюдать.

                          Липа

Знаете ли вы, почему  говорят: « ободрать как липку»?

Из липового  луба  делали лапти , на одну пару лаптей расходовалась кора  2-3  молодых лип. Лапти  требовались в больших  количествах. Вот и стояли в российских  лесах липы ободранные, совершенно голые. В  России ежегодно  изготовлялось 50 000 000 лаптей , на что вырубалось 150 000 000 молодых липок.

                         Осина

  В России спички появились в 1836 году. Почему  спички делают только из осины? Древесина осины удобна в обработке, не тлеет, а  это важно для предупреждения пожаров.

 Литература :

1.Р.М. Евдокимова «Внеклассная работа по биологии», Саратов, 2005.

2.В.Г.Бабенко и др. «Материалы к урокам – экскурсиям», Москва, 2002.

3.В .В. Травникова «Биологические экскурсии»,Санкт-Петербург, 2002.

4.Л.М. Ахромеев «Природа Брянщины», Брянск,2000.

5.Журналы «Биология в школе» (подборка статей).