«Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства». П. И. Чайковский Экскурсии в природу Ты, человек , любя природу, Хоть иногда ее жалей, В увеселительных походах Не растопчи ее полей, В вокзальной сутолоке века Ты оценить ее спеши – Она твой давний , добрый лекарь Она союзница души. Не жги ее напропалую И не исчерпывай до дна, И помни истину простую – Нас много, а она одна. В. Шефнер
Экскурсии в природу – информационно богатая форма изучения реальных объектов живого. Знания , полученные на основе самостоятельной работы школьников во время экскурсии, наиболее полно удерживаются в памяти: «Мало видеть - нужно уметь смотреть» (М. Н. Скаткин). Практически все экскурсии в природу носят комплексный характер, последовательно раскрывая взаимосвязь в системе человек – природа – общество. На экскурсии есть возможность близко познакомиться с представителями растительного и животного мира, понаблюдать за ними в естественной обстановке. Экскурсии закрепляют и углубляют знания учащихся, знакомят с живой природой и сельскохозяйственной практикой. Они дают возможность приобрести необходимые навыки полевой работы, изучить основные методы наблюдений и исследовательской работы в природе, принять непосредственное участие в мероприятиях по оценке состояния и сохранению природной среды. Чем хороши биологические экскурсии? Это время , которое посвящается общению с природой. Очень важно , чтобы ребенок на прогулке или по дороге в школу замечал ,что делается вокруг. Этому могут научить экскурсии в природу , проводимые под руководством учителя биологии. Экскурсии во внеклассной работе предполагают участие школьников в : - походах – поиск новых знаний в изучении естественных биогеоценозов; -исследовательских экспедициях в природу с определенными целями, объектами изучения; -имитационных играх. Одна из задач экскурсий – показать как ранима природа. Человек обладает огромной технической силой. Дети должны усвоить ,что силу надо применять умеючи . Биологически грамотный человек сохранит природу, только на любящих и заботливых людей могут рассчитывать и лягушка и заяц. Живое общение с природой стимулирует интерес школьников , которые должны не только смотреть , но и делать выводы из увиденного. Для закрепления полученных знаний необходимо еще и проведение наблюдений в лабораторных условиях. Наблюдение в природе дают хорошую подготовку и возможность определиться в выборе профессии. Педагогический эффект экскурсий возможен при соблюдении дидактических требований к их построению и проведению: преемственность, последовательность и систематичность. Одна экскурсия дополняет и развивает содержание другой. Целесообразно проводить экскурсии по одним и тем же маршрутам, наблюдая за растениями и животными одних и тех же видов, их местообитанием в разные сезоны года. В помощь учителю Дуб Римляне называли дуб «кверкус», что означает красавец. У древних дуб был священным, считалось, что шум его ветвей предсказывал судьбы людей. И римляне и греки венком из дубовых листьев отмечали отважных людей , совершивших подвиг, а ветвь дуба указывала на его могущество. Самым старым в Европе считается Стельмужский дуб .Он растет в Литве, и его возраст – 2000 лет. Береза Береза- единственное в мире дерево ,имеющее белую кору. Объясняется это тем , что в ней содержится бетулин. Береза- дерево –пионер .Она заселяет заброшенные земли - пашни, откосы у дорог ,вырубки и гари. О березе раньше говорили: ее первое дело – мир освещать , второе дело – крик утешать, третье дело – больных исцелять, четвертое дело –чистоту соблюдать. Липа Знаете ли вы, почему говорят: « ободрать как липку»? Из липового луба делали лапти , на одну пару лаптей расходовалась кора 2-3 молодых лип. Лапти требовались в больших количествах. Вот и стояли в российских лесах липы ободранные, совершенно голые. В России ежегодно изготовлялось 50 000 000 лаптей , на что вырубалось 150 000 000 молодых липок. Осина В России спички появились в 1836 году. Почему спички делают только из осины? Древесина осины удобна в обработке, не тлеет, а это важно для предупреждения пожаров. Литература : 1.Р.М. Евдокимова «Внеклассная работа по биологии», Саратов, 2005. 2.В.Г.Бабенко и др. «Материалы к урокам – экскурсиям», Москва, 2002. 3.В .В. Травникова «Биологические экскурсии»,Санкт-Петербург, 2002. 4.Л.М. Ахромеев «Природа Брянщины», Брянск,2000. 5.Журналы «Биология в школе» (подборка статей).
|