Учебная работа>>>Экскурсии >>>Осень, Зима, Весна

Экскурсия «Осень в жизни растений»

Цель экскурсии:

¨Ознакомление с осенними явлениями в жизни древесных растений.

¨Знакомство с правилами поведения в природе.

¨Эстетическое воспитание учащихся на примере красоты осенней природы.

Место проведения: Пришкольный учебно-опытный участок.

Время проведения: Конец октября - ноябрь.

Подготовка к экскурсии. Учитель определяет видовой состав  растений данного участка для демонстрации на экскурсии, составляет карточки-задания для групповых  и  индивидуальных наблюдений учащихся.

Карточки составляются исходя из видового состава деревьев и  кустарников, произрастающих  в  месте  проведения экскурсии.

Учащиеся разбиваются  на группы  по 3-4 человека и  получают задания.

Задание 1.

¨Обследуйте  определенную территорию и определите видовой состав  деревьев,  используя  собственные  знания и определительные карточки, выданные учителем.

¨Соберите плоды и  листья определяемых деревьев , при этом не ломайте ветки, собирайте только опавшие листья и плоды.

¨Соберите листья одного вида, но различной окраски. Установите, где больше окрашенных  листьев - в  верхней части кроны или в нижней.

Задание 2.

¨Определите , пользуясь  карточками, виды кустарников , соберите плоды и сравните с плодами  деревьев.

¨Понаблюдайте за изменениями окраски листьев кустарников.

¨Соберите коллекцию листьев и плодов.

 Задание 3.

¨Выберите самый красивый  на ваш взгляд уголок природы на определенном участке, опишите его и обоснуйте выбор.

Задание 4.

¨Составьте план- схему  расположения деревьев, кустарников  на обследуемом участке.

Выводы: для деревьев и кустарников осенью характерно расцвечивание листьев, листопад, созревание плодов.

У большинства растений плоды яркие,  сочные, съедобные. Птицы, поедая плоды, распространяют семена  - это пример взаимоотношений птиц и растений в природе.

Причина листопада – изменение условий ( сокращение светового дня, понижение температуры, изменение влажности) и связанные с ними процессы как в самом растении, так и в листьях.

Следует обратить внимание учащихся на старые сучки от сломанных веток. На стволах вокруг сучков образуются наплывы, но  через длинный сучок они не могут  затянуть рану. Такие сучки могут быть началом  образования  дупла на дереве. Начинает загнивать  сучок, затем древесина ствола. Если обрезать сломанную ветку максимально к стволу, то рана затянется и дерево останется здоровым. В дуплах селятся птицы, которые спасают другие деревья от вредителей.

В природе все взаимосвязано.

После экскурсии. Материалы, собранные на  экскурсии ,оформить в виде отчета. Учащиеся еще раз вспомнят и обсудят, что они видели. Это даст возможность наглядно использовать собранный материал в классе, который не смог пойти на экскурсию.