Учебная работа>>>Участок

Учебно-опытный участок МОУ Бочаровской СОШ

  • Год организации: 1963

  • Размер УОУ: 2.5га

  • Земельная площадь: 0.8 га

  • Учащихся, привлечённых к работе на УОУ: 103 человека

  • Рельеф: равнинный

  • Почва: серая лесная

  • Водоснабжение: ёмкость вместимостью 300 литров

Экологическое состояние: УОУ находится рядом с шоссейной дорогой с асфальтовым покрытием со средним транспортным потоком. По периметру территории УОУ растут деревья (рябина, берёза, тополь, клён), задерживающие воздушный поток с дороги, снижая тем самым загрязнение участка тяжёлыми металлами и пылью. Других источников экологического загрязнения на территории УОУ и вблизи него не располагается.

Своё открытие земли приходит к нам в родном посёлке. На том первом, обработанном твоими руками клочке пашни, на той изученной до донышка грядке, которую называют юннатской делянкой. Именно здесь рождается любовь к земле, которую человек проносит через всю свою жизнь.

УОУ Бочаровской СОШ - наиболее значимое место в изучении биологии. Здесь присутствуют элементы исследования, позволяющие осуществить взаимосвязь теории с практикой. Основным содержанием труда обучающихся на школьном участке является опытническая работа. В прошлом учебном году было проведено 6 опытов, результаты которых оформлены в дневниках наблюдений. На традиционно проходящем в школе празднике урожая юннаты ознакомили всех присутствующих со своими успехами.

Свои достижения ребята демонстрировали на районной, областной выставках, получив I, III места в номинации «Овощеводство».

Ученики нашей школы любят природу, поэтому трудовая деятельность на участке вызывает у них интерес, положительные эмоции. В летний период учащиеся работали на УОУ согласно составленному графику работы, в котором указывается Ф.И., класс, время, срок работы.

Опытническую работу ведут звенья количеством 6-8 человек. Учащиеся, которые приходят на дежурство тоже ведут уход, наблюдение за посевами, знакомятся с методикой опыта.

Добросовестная и ответственная работа учащихся на УОУ дала неплохие результаты. За счёт выращенной на УОУ с/х продукции было организовано дополнительное питание учащихся школы.

Общая площадь участка: 2.5 га

Отдел УОУ

Занимаемая
 площадь (га)

1

Отдел начальных классов

0,01

2

Отдел полевых культур

0,01

3

Отдел овощных культур

0,02

4

Коллекционный отдел

0,01

5

Отдел плодово-ягодных культур

0,3

6

Цветочно-декоративный отдел

0,04

7

Защищённый грунт

0,001

8

Производственный отдел

0,4

Заготовлено с/х продукции для школьной столовой.

Культура

Урожайность ц. га.

Количество кг.

Картофель

180

800

Капуста

400

250

Огурцы

200

30

Морковь

280

200

Столовая свекла

270

200

Кабачки

350

30

Патиссоны

350

30

Фасоль

90

7

Перец

80

10

Лук

190

100

Зеленные культуры

-

8

Фрукты

-

100

Ягоды

-

30

Опытническая работа

Тема опыта

Результат

Ответственные

Влияние на урожай свеклы обработки семян 1%-ым раствором соды

Получили с делянки 10 м2 37 кг свеклы

7 класс

Влияние предпосевной закопки семян на урожайность моркови

Получили с делянки 10 м2 35 кг моркови

8 класс

Изучение модификационной изменчивости у двух сортов фасоли

 II сорта фасоли появляются приспособительные возможности, зная это можно планировать получение урожая при создании определенных условий

10 класс

Влияние подкормки на урожай капусты

Получили средний урожай 0,5 /га

9 класс

Влияние сроков посева на урожай весеннего чеснока

На урожайность чеснока в нашей местности срок посадки не оказывает значительного влияния

8 класс

Влияние пасынкования на скорость созревания семян кукурузы

Такой агроприем как пасынкование, позволяет увеличить урожайность зерна и ускорить созревание семян на две недели

10 класс

План годовой работы на учебно-опытном участке МОУ Бочаровской СОШ.

Сентябрь.

Вводная экскурсия на пришкольный опытный участок. Подведение итогов опытнической работы. Подготовка экспонатов на районную выставку «Юннат». Сбор семян цветочных культур. Уборка моркови, свеклы, картофеля, фасоли, перцев, плодов. Уборка растительных остатков с участка.

Октябрь-ноябрь.

Осенняя обработка почвы с внесением удобрений. Оформление результатов опытной работы и проведение праздника урожая. Изготовление учебно-наглядных пособий. Заготовка почвы для высадки рассады

Декабрь.

Изготовление учебно-наглядных пособий для уроков биологии, занятий кружка.

Январь.

Занятие в кружке.

Февраль-март.

Яровизация клубней с целью пробуждения почек. Работа по ускоренному размножению картофеля. Закладка опыта по сортоизучению овощных культур. Подготовка семенников двулетних овощей к высадке. Посев на рассаду цветочных, овощных культур, обрезка плодовых деревьев, уборка снега с парника.

Апрель.

Знакомство с сортами ведущих сельскохозяйственных культур, их биологическая характеристика. Знакомство с организацией сортоизучения. Выращивание рассады томатов, капусты и тыквенных. Яровизация клубней картофеля. Побелка стволов деревьев, набивка навозом парника, весенняя обработка почвы. Разбивка участка, разметка делянок, посев зерновых культур, моркови, петрушки, укропа.

Май.

Подготовка почвы, внесение удобрений и посев культур, закладка опытов с удобрениями, опытов по сортоизучению с/х культур. Высадка клубней картофеля. Высадка рассады томата, перца, цветочных культур, капусты в парники. Посев столовой свеклы, огурцов, высадка рассады в открытый грунт. Уход за растениями.

Июнь.

Уход за растениями, наблюдение на опытных делянках.

Июль.

Уход за растениями, наблюдение на опытных делянках. Уборка урожая огурцов, томатов.

Август.

Уборка зерновых, учет урожая. Работа по отбору томатов, сбор плодов, выделение семян. Уборка семенников. Уборка урожая огурцов, томатов.

Массовые мероприятия:

1. Выставка работ юных опытников (сентябрь).

2. Праздник урожая (октябрь).

3. Декады посадки деревьев и кустарников( весна, осень).

4. Конференция юных опытников (декабрь).

5. День птиц (март).

 

Результаты опытнической и исследовательской работы

Опытническая работа является основным видом труда учащихся на пришкольном участке. Проведение опытов активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся, дает возможность лучше понять основную суть жизненных процессов, способствует формированию биологических понятий, развивает навыки научно-исследовательской работы, прививает уважение к сельскохозяйственному труду, способствует профориентации на сельскохозяйственные профессии, приучает их к культуре труда.

Тематику опытов мы выбираем в соответствии с программами по биологии и сельскохозяйственному труду, которые актуальны в наших условиях и обеспечены семенами.

Задача любого опыта может быть решена путем сравнения. Поэтому для каждого опыта мы берем как минимум 2 делянки: опытная и контрольная. При этом важно, чтобы все остальные условия, влияющие на рост, развитие и продуктивность растений и на опытной и на контрольной делянках были одинаковы. Далее мы составляем и вычерпываем схему расположения делянок на площади и приступаем к закладке опытов.

Опыт 1. Тема: Влияние густоты посева семян моркови на её урожайность.

1  вариант - контроль, нормальный посев семян. На 10 м - 4-5 гр. Между семенами 1-2 см.

2  вариант - густой посев семян, на 10 м2 - 10-12 гр. семян.
Выводы:

 

1  вариант Урожайность с 10м2- 33.5 кг. т.е. 335 ц/га

2  вариант Урожайность с 10 м2 - 28 кг. т.е. 280 ц/га

Опыт 2. Тема: Влияние сроков прореживания всходов на урожайность свеклы.

1 вариант - контрольный, прореживание после появления первого настоящего листа. Оставить по одному лучшему растению на расстоянии 3 см друг от друга.

2 вариант - прореживание при наличии трех настоящих листков. Выводы:

1  вариант Урожайность с 10 м2 - 38 кг. т.е. 380 ц/га

2  вариант Урожайность с 10 м2 - 34 кг. т.е. 340 ц/га

ОпытЗ. Тема: Влияние минеральных и органических удобрений на урожайность картофеля Цель: Получение высокого урожая картофеля (с. Жуковский). Опыт проводился в пяти вариантах:

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

5 вариант

Контроль без удобрения

Навоз

Мин. удобр N;P;K

NPK+ 1/2 навоз

Зола

180 ц/га

234 ц/га

236 ц/га

243 ц/га

233 ц/га

 

Вывод: Применяя   N,P,K+l/2 навоз урожайность картофеля повышается на 26%.

Опыт 4. Тема: Влияние ширины междурядий и густоты посадки на урожайность картофеля

 

1 вариант

2 вариант

3 вариант

контроль

Широкие

междурядья (80x25)

При нормальных междурядьях густая посадка (на 1 пог/м 5 картофелин по 60-70 гр.)

208 ц/га

242 ц/га

218 ц/га

Вывод: при широком междурядье и густой посадке урожайность больше.

Опыт 5. Тема: Влияние пасынкования на ускорение зацветания и размер соцветий георгинов.

 

I вариант

II вариант

Контроль не пасынковать

Удалить все пасынки из пазух листьев, оставив 3-4 пары верхних веток

 

 

Зацвел 4 августа Диаметр цветка ~ 10 см

Зацвел 20 июля Диаметр цветка ~ 13 см

Вывод: удаляя пасынки из пазух листьев ускоряется зацветание и увеличивается размер соцветий.

Опыт 6.

Тема: «Влияние прищипки главного побега на декоративные признаки тагетиса раскидистого».

Опыт - при прореживании всходов проводили прищипку главного побега.

Контроль - прищипку не проводим.

Вывод: Прищипка главного побега тагетеса привела к увеличению числа соцветий в среднем на 2 и к предварительному уменьшению высоты растений. Начало цветения тагетиса на контрольной делянке отмечено 12 июля, а на опытной - 18 июля, и продолжилось оно до заморозков. Массовое цветение, отцветание и созревание семян наступили у опытных растений позднее, чем у контрольных, в среднем на 6 дней.

Результаты работы показали, что прищипка главного побега тагетиса во время прореживания всходов при посеве семян в открытый грунт приводит к более обильному цветению.

Опыт 7.

Тема: «Сортоизучение моркови». Варианты опыта:

1.  Лосиноостровская

2.           Нантская

3.           Шантанэ

4.           Несравненная.

Агроприемы на всех делянках одинаковые

Вывод:

Урожайность с делянок

 

1

2

3

4

В кг с 10 м2

Вцс1 га

В кг с10м2

Вцс1 га

В кг с 10м2

10

Вцс1 га

В кг с 10м2

Вц с1га

18 

180 

16 

160 

13 

130 

17 

170 

Вывод: сорт Шантанэ имеет хорошую лежкость, урожайность, но вкусовые качества средние.

У сорта Нантская выявился недостаток - при избытке влаги корнеплоды растрескиваются, что снижает

лежкость при хранении. Вкусовые качества отличные. Рекомендуется для летнего потребления.

Сорт Несравненная - высокоурожаный, с повышенным содержанием каротина. Устойчивый к

растрескиванию, лежкий. Вкусовые качества средние.

У сорта Лосиноостровский мякоть красно - оранжевая, нежная, сочная, вкусовые качества хорошие,

урожайность самая высокая в нашем опыте.

Рекомендуем выращивать на приусадебных участках морковь сорта Лосиноостровский. Для зимнего

хранения - Шантанэ.

Плодово-ягодный отдел

Опытно-практические работы в школьном саду расширяют кругозор учащихся по плодоводству, знакомят с содержанием труда сада.

Ведутся фенологические наблюдения за морфологическими, физиологическими изменениями яблони в течение вегетации.

Изготовлено учебно-наглядных пособий.

Название пособия

Сроки изготовления

Ответственные

1.

Коллекция семян: овощные культуры-3 технические-4 цветочные-6

июль-сентябрь август-сентябрь

5кл бкл

2.

Гербарии-по 20 штук: типы корневых систем

июль-август

7кл

3.

Коллекция плодов-4

август-сентябрь

8кл

4.

Органы цветковых растений-6

июль-сентябрь

8кл

5.

Коллекция «Насекомые»

июль-август

9кл

6.

Овощные культуры семейства Тыквенные

сентябрь

Члены кружка «Умелые руки» руководитель кружка

 

Рациональное использование возможностей УОУ, итоги работы.

Экономическая ситуация в России продолжает оставаться напряженной. В тяжелых жизненных условиях в настоящий момент в России оказалось большинство населения и многие вынуждены обращаться к самостоятельному производству продуктов питания для личных нужд. Естественно-сложившаяся экономическая ситуация не обошла и учреждения образования.

Организация работы на учебно-опытном участке школы не только важная часть учебно-воспитательного процесса, но и непременное условие улучшение экономического состояния.

 

Наименова ние

с/х продукции

Выращено в 2007г. кг

Выращено в 2008г. кг

Урожайн ость ц/га в 2007 г

Урожайн ость ц/га в 2008 г

Заготовле но для школь­ной столовой

Потреб­ность школы %

Картофель

500

550

180

200

450

50%

Морковь

200

300

280

250

250

100%

Свекла

200

200

270

280

280

100%

Лук

100

200

190

210

200

100%

Капуста

250

350

360

380

300

100%

Огурцы

30

50

200

210

40

100%

Перец

10

12

70

75

10

100%

Фасоль

7

9

40

45

7

100%

Кабачки

30

60

350

320

30

100%

Патиссоны

30

30

300

280

20

100%

Зеленные культуры

9

10

 

 

5

100%

Фрукты

100

2100

 

 

100

100%

Ягоды

30

50

 

 

30

100%

 

Изготовлено демонстрационного и раздаточного материала для использования на уроках биологии, занятиях кружка «Умелые руки».

Название материала

Количество

Где будет применено

1.

Образцы семян

10

Урок, биологии, кружок

2.

Гербарий «Типы корневых систем»

15

Урок биологии

3.

Соцветия (снопики) Соцветие (гербарий)

10

30

Урок биологии, кружок

4.

Плоды (коллекция)

10

Урок биологии, кружок

5.

Гербарии культурных, дикорастущих лекарственных растений

3

Урок биологии

6.

Гербарии «Формы листовой пластинки»

2

Урок биологии

7.

Консервированные плоды, ягоды

6

Урок биологии

8.

Представители семейства Тыквенные

30

кружок

 

Заготовлено семенного и посадочного материала.

 

Культура

Количество

Картофель

100 кг

Лук-севок

30 кг

Огурцы

30 г

Морковь

40 г

Столовая свекла

100 г

Кабачки

200 г

Патиссоны

200 г

Фасоль

1 кг

Перец

Юг

Цветочные культуры

В достаточном количестве

Другие

В достаточном количестве

 

На базе УОУ работали натуралистические кружки: "Юный биолог" - 1 "Цветоводы" - 1

Кружки художественно-эстетического направления: "Умелые руки" - 1

Кроме этого, цветочной и овощной рассадой были обеспечены сотрудники школы, пенсионеры, малообеспеченные семьи. УОУ - этaо место проведения экскурсий в природу, фенологических наблюдений, а плодовый сад- любимое место отдыха детей.

План изготовления и сбора учебно-наглядных пособий.

№ п/п

название пособия

 

сроки

кому поручено

1

Образцы семян:
районированных культур:
зерновые овощные технические цветочные

июнь-июль июль-сентябрь август-сентябрь

1 звено 5кл 2звено 5кл 3 звено 5кл

 

 

2

Корни стержневые(гербарий) мочковатые(гербарий)

июнь - август

1 звено бкл 2 звено бкл

3

Соцветия колосья пшеницы, ячмень(снопики), метёлки овса(снопики)

июнь-июль июль-август

1 звено 7кл 2 звено 7кл

4

Плоды Коробочка льна Плоды сем. Капустные

август июнь

1 звено 8кл 2 звено 8кл

5

Гербарии Культурных, дикорастущих лек. раст.

июнь август

3 звено 8кл

6

Гербарии формы листовой пластинки

июнь август

3 звено 6кл

7

Консервирование плодов и ягод

июль август

9-10 класс